Перейти к содержимому

Свободный форум свободных людей

Фотография

Бог как иллюзия. Ричард Докинз


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 97

#41 Kam

Kam

    Добрый Язычник Форума

  • Натуристы
  • 5110 сообщений

Отправлено 31 May 2012 - 12:04

Это не небольшие расхождения - это меняет смысл. Вы либо по памяти и неверно воспроизвели что-то, что было давно (а это не есть цитата). Либо скопипастили с "Лукоморья" или подобного ресурса. Учитывая употребление Вами слова "педивикия" правдоподобнее второе. "Лукоморье" печально известно тем, что ради красного словца там перивирают цитаты.

Я привел цитату по памяти и от твоей цитаты она отличается словами "отсутствие"(в моей версии цитаты) и "отрицание"(в твоей, приведенной как я понимаю без искажений). Далее в обоих цитатах идет слово "вера". Расхождение не большое, если не придираться. Ну если хочется попридираться, пожалуйста, но сути это не изменит. Ключевой момент не отсутствие/отрицание бога/богов, а именно бездоказательной ВЕРЫ.

:) Веселит. Проблема в том, что буквально - отсутствие ТЕИЗМА. Теизм - термин. Причем образован он от теос суффиксом -изм. "Вера" тут отсутствует.

С определением термина теизм ты, очевидно, не знаком. "Теизм, греч., вера в Бога, особ. вера в существование личного Бога, как творца и промыслителя мира;"(с)Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. "Вера" тут присутствует :)

Вы всерьез утверждаете, что атеисты полагают, что такого этнографического феномена, как вера в богов (или Бога в "современной" цивилизации) не существует? Что нет людей, которые этой верой обладали бы?

Я утверждаю что атеизм - это отсутствие теизма, в твоей цитате чуть выше как раз такое же заключение. Теизм - термин, означающий ВЕРУ в бога. Т.о. атеизм - это отсутствие ВЕРЫ в бога/богов. Ни более ни менее. Что и было употреблено в моей цитате. Отрицание, на мой взгляд - это семантически не верное определение понятия атеизм. Хотя я знаком с различными взглядами на трактовку данного термина, все же ИМХО то определение которое я привел - лучше всего семантически отражает суть.

#42 Егорий

Егорий

    всёМогучий Человечище нашего форума

  • Натуристы
  • 2453 сообщений

Отправлено 31 May 2012 - 15:24

Я привел цитату по памяти и от твоей цитаты она отличается словами "отсутствие"(в моей версии цитаты) и "отрицание"(в твоей, приведенной как я понимаю без искажений). Далее в обоих цитатах идет слово "вера". Расхождение не большое, если не придираться. Ну если хочется попридираться, пожалуйста, но сути это не изменит. Ключевой момент не отсутствие/отрицание бога/богов, а именно бездоказательной ВЕРЫ.


С определением термина теизм ты, очевидно, не знаком. "Теизм, греч., вера в Бога, особ. вера в существование личного Бога, как творца и промыслителя мира;"(с)Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
"Вера" тут присутствует :)


Я утверждаю что атеизм - это отсутствие теизма, в твоей цитате чуть выше как раз такое же заключение. Теизм - термин, означающий ВЕРУ в бога. Т.о. атеизм - это отсутствие ВЕРЫ в бога/богов. Ни более ни менее. Что и было употреблено в моей цитате. Отрицание, на мой взгляд - это семантически не верное определение понятия атеизм. Хотя я знаком с различными взглядами на трактовку данного термина, все же ИМХО то определение которое я привел - лучше всего семантически отражает суть.

Двачую.
Плюс хотелось бы пояснений по таким характеристикам бога, как "ограниченно всемогущий и ограниченно всеведающий". Желательно со ссылками на "отцов церкви"

#43 Ромчик

Ромчик
  • Натуристы
  • 145 сообщений

Отправлено 31 May 2012 - 19:55

А что, отцы церкви нынче в авторитете?

#44 A-Des

A-Des
  • Натуристы
  • 7870 сообщений

Отправлено 31 May 2012 - 20:47

А что, отцы церкви нынче в авторитете?

Знамо дело, — Отцы Церкви ещё в каком(!) авторитете,.. для правоверных христиан разумеется.  

Прикрепленные изображения

  • 210103.jpg


#45 Егорий

Егорий

    всёМогучий Человечище нашего форума

  • Натуристы
  • 2453 сообщений

Отправлено 31 May 2012 - 22:18

Коли товарищ предлагает теологическую дискуссию, или накрайняк пытается донести теистическую (предположительно христианскую) точку зрения, то он должен знать, что в теологии не шибко много отправных точек. Это "священное писание", "священное предание", решения Вселенских Соборов и (в меньшей степени) точка зрения "отцов церкви". В противном случае это частное богословское мнение какого нибудь Чарльза Хартсхорна. В Писании и Предании про ограниченное всемогущество и всеведение нет ничего, вот и интересуюсь, откуда товарищ набрался именно этих идей.

#46 Nudogolik

Nudogolik
  • Натуристы
  • 450 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 00:00

откуда товарищ набрался именно этих идей.

Может это человек РПЦ ? [-o<

#47 ereynion

ereynion
  • Натуристы
  • 81 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 00:29

Я привел цитату по памяти и от твоей цитаты она отличается словами "отсутствие"(в моей версии цитаты) и "отрицание"(в твоей, приведенной как я понимаю без искажений). Далее в обоих цитатах идет слово "вера". Расхождение не большое, если не придираться. Ну если хочется попридираться, пожалуйста, но сути это не изменит. Ключевой момент не отсутствие/отрицание бога/богов, а именно бездоказательной ВЕРЫ.

Нет. Ключевой момент именно "отрицание". И я уже показал почему - отсутствие веры в бога/богов не всегда означает атеизм. Кроме того, человек может быть теистом, и при этом не обладать "бездоказательной верой" (пример - любой, кто в своем убеждении в существовании бога опирается на какие-либо логические доказательства (они могут быть ложные или нет, но они есть, а значит, его убеждение может быть ложным, но оно не бездоказательно)).

С определением термина теизм ты, очевидно, не знаком. "Теизм, греч., вера в Бога, особ. вера в существование личного Бога, как творца и промыслителя мира;"(с)Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. "Вера" тут присутствует :)

:) Повеселило. Если бы Вы обратились не к краткому, а к обычному (большому) словарю БЕ (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.), то в статье "Теизм" слово "вера" Вы не обнаружили бы вообще :) А если бы Вы помнили хотя бы общеобразовательный университетский курс философии, то и без словаря припомнили бы, что "теизм" - это термин для направления философии (противопоставленной деизму, пантеизму и т.д.). Именно вера в бога для данного направления не обязательна.

Я утверждаю что атеизм - это отсутствие теизма, в твоей цитате чуть выше как раз такое же заключение.

Не отсутствие, а именно отрицание. Это ключевой момент. Почему - см. ранее.

Теизм - термин, означающий ВЕРУ в бога. Т.о. атеизм - это отсутствие ВЕРЫ в бога/богов. Ни более ни менее. Что и было употреблено в моей цитате. Отрицание, на мой взгляд - это семантически не верное определение понятия атеизм. Хотя я знаком с различными взглядами на трактовку данного термина, все же ИМХО то определение которое я привел - лучше всего семантически отражает суть.

См. выше.

#48 ereynion

ereynion
  • Натуристы
  • 81 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 00:32

Стоп, стоп, стоп! Уважаемый, и где здесь логика? Разве кто-то пытался это делать? Доказывать то, о чём нет чёткого и ясного пояснения — это же полный абсурд. ;))))))

Это делала целая масса людей. И сейчас делает. Тот же Докинз, в частности :)

#49 ereynion

ereynion
  • Натуристы
  • 81 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 00:54

:).. похоже вам нравится как вы аргументируете. по первому абзацу со списком. трактовать "отрицание веры в богов", на мой взгляд, можно только одним способом. если не ударяться в софистику, конечно. а именно, приверженцы этого мировоззрения именно отрицают (для себя) веру в богов. например, я не ем мяса из каких-то собственных побуждений, можно сказать что я (для себя) отрицаю употребление мяса в пищу. единственно и исключительно. :) то есть приведенный вами ниже список об истинности или о существовании суть очень тонкая спекуляция, увы.

Трактовать "я отрицаю веру в бога/богов" как "я ее не придерживаюсь" (а именно к этому и сводится Ваш вариант) - как раз софистика и есть. :) Вы вводите новую сущность - добавляете в определение "для себя". Да еще и утверждаете, что это - единственная возможная трактовка. Увы, но там нет "для себя" :). И определение атеизма вполне предполагает существование атеистов, которые отрицают веру "для всех" - считающих ее ложной вообще, вредной для каждого и тому подобное (отрицающих "для себя" оно тоже допускает, но это частный случай). Каковые вполне себе существуют. Докинз - один из них (это я возвращаю тему к тому, с чего все началось :) )

иногда даже возникает ощущение, что полемический процесс вам интересен больше, чем собственно предмет полемики.

Есть чуть-чуть :) Однако, по большей части, я полагаю, такое впечатление формируется из-за того, что когда я спорю, я стараюсь занять максимально объективную позицию, и намеренно избегаю аргументов, которые оппонент заведомо отвергнет. Грубо говоря, атеисту бессмысленно в качестве аргумента приводить чудо - он в чудеса не верит. А некоторым "особенно православным" бессмысленно приводить логические аргументы - они сочтут их недостойными темы. В общем, я стараюсь спорить в системе координат противника (или не ввязываюсь в это дело).

хотя, как мне кажется, если бы этих моментов в этом обсуждении было бы меньше, оно бы только выиграло от этого.

Формат форума неподходящий. А так - да, Вы правы.

в любом случае, приятно приветствовать нового участника нашего форума. вэлкам, как говорится, и чувствуйте себя как дома. кстати, а к собственно натуризму/нудизму вы как-то относитесь? или залетели на огонек этой темы? никаких претензий, просто интересно узнать. :)

Нет, я не залетел на огонек темы. Но сформулировать свое отношение к натуризму в двух словах не рискну :).

#50 ereynion

ereynion
  • Натуристы
  • 81 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 01:37

Коли товарищ предлагает теологическую дискуссию, или накрайняк пытается донести теистическую (предположительно христианскую) точку зрения, то он должен знать, что в теологии не шибко много отправных точек.

Я не предлагаю теологическую дискуссию - это бессмысленно.
И я не (в данном споре) не пытаюсь донести теистическую точку зрения.

Если Вы заметили, то я начал с обсуждения заявленной в стартовом сообщении темы - Докинза.
На данного деятеля (когда он занимается атеистической пропагандой, а не общей биологией и этологией) навести критику очень легко.
После чего начался спор о сущности атеизма, агностицизме и др. подобных вещах.
"Теистическую точку зрения" в данном споре я озвучивал только когда надо было проиллюстрировать позицию теистов или продемонстрировать оппоненту позицию, само существование которой опровергает его рассуждения (к примеру, я сослался на свойства Бога в западной теологии, чтобы опровергнуть утверждение, что бог есть нечто, о чем нет конкретных утверждений).

Да, действительно, некоторый перекос в части критики противников теизма у меня действительно есть.
Однако в данном споре это не потому, что я защищаю теизм, а потому что критику теизма представляют другие участники дискуссии.

Это "священное писание", "священное предание", решения Вселенских Соборов и (в меньшей степени) точка зрения "отцов церкви". В противном случае это частное богословское мнение какого нибудь Чарльза Хартсхорна. В Писании и Предании про ограниченное всемогущество и всеведение нет ничего, вот и интересуюсь, откуда товарищ набрался именно этих идей.

Это своего рода мэйнстрим западной теологии не исключая и чисто религиозной, в первую очередь, католической (в какой-то мере оказавшей влияние и на РПЦ).
Появилось в теологии представление об ограниченности всемогущества довольно рано.
Если Вас интересует, кто из "отцов церкви" придерживался такой позиции, то сошлюсь, хотя бы, на св.Фому Аквинского, официально "Учителя Церкви" в Католической Церкви. Напомню, что философия св.Фомы официально провозглашена философией РКЦ.

Вот краткая цитата из Суммы Теологии:
"общеизвестно, что Бог всемогущ; затруднения возникают при попытке разъяснить, в чем именно заключается Его всемогущество (ибо, когда мы говорим, что Бог может все, не вполне ясно, что надлежит понимать под словом "все"). Если, однако, мы подойдем к рассмотрению вопроса должным образом, [т. е. понимая, что] способность относится лишь к вещам возможным, то слова "Бог может все" будут означать, что Бог может все возможное, и именно в силу этого о Нем и говорят, что Он всемогущ. "
Даже из этого краткого фрагмента Вы можете видеть, что св.Фома, говоря о всемогуществе Бога, указывал на его границы ("может все, что возможно").

Выражение "ограниченное всемогущество" - обиходный термин для обозначения такой позиции.

P.S.
А вообще в исходном сообщении, из-за которого и возник вопрос об "ограниченном всемогуществе" я писал о концепции Бога в западной философии (слово "теология" было употреблено в прямом значении - "изучение бога", а не как отсылка к религиозному течению). Согласитесь, что это несколько отличается от вопроса о концепции Бога в Учении Церкви :)
Тем не менее, повторюсь, как минимум в католической теологии представление об определенных границах всемогущества также есть. Подробности см. выше.

#51 Кельт,онук Боровця

Кельт,онук Боровця

    поц хаджибеевский

  • Натуристы
  • 37371 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 02:00

существование Высшей Силы,Мыслящей Энергии, креатора Материи, вполне доказуемо .Но доказывается оно только практически.То есть надо особым органом чувств увидеть и почувствовать эту силу.На что собсно никогда не согласятся ни православные,ни атеисты.

#52 Kam

Kam

    Добрый Язычник Форума

  • Натуристы
  • 5110 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 10:39

Не отсутствие, а именно отрицание. Это ключевой момент.
Почему - см. ранее.

Смотрю и вижу:

Проблема в том, что буквально - отсутствие ТЕИЗМА. Теизм - термин.
Причем образован он от теос суффиксом -изм.

Ты же сам себе противоречишь.

#53 Егорий

Егорий

    всёМогучий Человечище нашего форума

  • Натуристы
  • 2453 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 16:48

Я немного знаком с точкой зрения Фомы Аквинского, однако на роль "отца церкви" он не подходит, поскольку, как ты и сам написал относится к "следующему поколению" т.н. "учителей", которые к тому же в авторитете не у всех христансих деноминаций.
К тому же остался открытым мой вопрос об ограниченном всеведении

#54 Kam

Kam

    Добрый Язычник Форума

  • Натуристы
  • 5110 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 18:41

К тому же остался открытым мой вопрос об ограниченном всеведении

И мой об отрицании отсутствия или отсутствии отрицания.

#55 A-Des

A-Des
  • Натуристы
  • 7870 сообщений

Отправлено 01 June 2012 - 22:52

существование Высшей Силы,Мыслящей Энергии, креатора Материи, вполне доказуемо . Но доказывается оно только практически.То есть надо особым органом чувств увидеть и почувствовать эту силу.

А шо для этого чувствования какой-то особый орган чувствования у каждого имеецо? Не аргумент. Как-то непонятно, зыбко, смутно и недоказуемо. А вот когда прилетят 21.12.2012 — вот это уже будет самый, что ни на есть самый весомый, железобетонный, платиново-золотой аргумент. По слухам они уже пояс астероидов пересекли. И те и эти.

На что собсно никогда не согласятся ни православные,ни атеисты.

Э-т-т-т-т-т точно...

И мой [вопрос] об отрицании отсутствия или отсутствии отрицания.

В самом деле, христиане бы сперва замыслились, прежде чем стремиться листать писания Отцов Церкви, возможно ли это: отрицать ничего, то, чего нет. Но(!) Может быть. Вскорости прилетит. Нужно только всем собраться вместе, в кружок, поднять руки в небо, и хорошенько нафантазировать. Самое главное — думать о хорошем. И всё получится.

#56 Elvis

Elvis
  • Натуристы
  • 347 сообщений

Отправлено 02 June 2012 - 23:02

О, похоже на "сомнение" намбер ту?.. :)

#57 Poisk

Poisk

    Арианин в поиске Истины.

  • Натуристы
  • 862 сообщений

Отправлено 03 June 2012 - 03:10

О, похоже на "сомнение" намбер ту?

=) неее, мы отличаемся друг от друга =))

#58 ereynion

ereynion
  • Натуристы
  • 81 сообщений

Отправлено 11 June 2012 - 16:29

Я немного знаком с точкой зрения Фомы Аквинского, однако на роль "отца церкви" он не подходит, поскольку, как ты и сам написал относится к "следующему поколению" т.н. "учителей", которые к тому же в авторитете не у всех христансих деноминаций.
К тому же остался открытым мой вопрос об ограниченном всеведении

Во-первых, исходно я писал не об отцах Церкви, а о современной нам теологии, в которой свойства Бога действительно сколько-то разработаны.
Во-вторых, мнение Церкви (кстати, которой? деноминаций много) не исчерпывается патристикой.
В-третьих, приводя в пример Аквината, я отвечал на тезис, что подобное мнение не должно быть частным мнением.
Таки это и не частное мнение, а официальная философия самой массовой религиозной деноминации на планете - Римской Католической.

Что касается ограниченного всеведения, это уже из патристики. Кто первый это запустил в оборот я не помню - в патристике слаб, но у бл.Августина это уже было.
Навскидку процитировать не могу, но основная идея примерно следующая: свобода воли твари несовместима с всеведением, поэтому Бог ограничил сам себя в этом вопросе.

Вообще идея ограничения Бога во всех вариантах, в конечном счете сводится к тому, что он сам себя и ограничивает.
Ограничения по Фоме тоже к этому сводятся - ведь если Бог ограничен возможным, то следует помнить, что пределы возможного он же сам и сотворил.

Смотрю и вижу:

Ты же сам себе противоречишь.

Ну так ведь не декларация "отсутствия богов", а "отсутствие теизма" же :)

P.S.
А вообще есть некая сложившаяся на сегодня ситуация. Где помимо теизма и атеизма присутсвует еще много -измов. И в их числе агностицизм. Каковой ни под то, ни под другое не подпадает никак.
И если рассортировывать все эти -измы по некоему подобию таблицы менделеева, то атеизму достается именно так клеточка, к которой относится позиция, утверждающая, что бога/богов нет.
Что замечательно демонстрируют воинствующие атеисты ан масс и Докинз в частности.

#59 Kam

Kam

    Добрый Язычник Форума

  • Натуристы
  • 5110 сообщений

Отправлено 11 June 2012 - 19:24

Ну так ведь не декларация "отсутствия богов", а "отсутствие теизма" же :)

:) Так и есть - декларация "отсутствия ВЕРЫ в бога/богов". Именно ОТСУТСТВИЯ и именно ВЕРЫ в бога/богов. Я так и написал изначально, ты так написал, потом ты поменял "отсутствие" на "отрицание", теперь снова пытаешься выкинуть из термина "теизм" коннотативную сему "вера".

#60 ereynion

ereynion
  • Натуристы
  • 81 сообщений

Отправлено 11 June 2012 - 23:54

1. Об утверждениях и отрицаниях. Утверждение отсутствия есть отрицание присутствия. Это обратимо. И именно этим занимается атеизм.2. О вере. Есть теисты, которые утверждают, что не ВЕРЯТ в бога, а приходят к выводу о его существованию рациональным путем (вроде доказательств Аквината). Такое отношение есть не вера, а знание (ошибочное или нет - десятое дело). 3. Агностики, атеистами не являющиеся демонстрируют третью позицию - они как не утверждают присутствие (как теисты), так и не утверждают отсутствие (как атеисты). Они утверждают отсутствие утверждения.Так как отсутствие утверждения о вере есть отсутствие веры, агностиков можно назвать теми, у кого отсутствует вера. Таки образом, агностики также подпадают под определение "не обладают верой", как и атеисты.Однако мы знаем, что агностики и атеисты - разные не пересекающиеся множества. Таким образом, определение "атеисты есть те, кто не обладают верой" - непригодно к использованию.Оно нерабочее.